МОСДИЗЕЛЬ.РФ
+7 (495) 225-81-84
без выходных 8-20

Производство дизтоплива: технологический процесс на МНПЗ

Техническая организация предприятия

Поступающая нефть проходит атмосферно-вакуумную перегонку, после чего сырье распределяется на дальнейшие процессы перегонки. Одна часть непосредственно после перегонки (прямогонный бензин) отправляется на экспорт. Другая после этапа гидроочистки уже является топливом для реактивных двигателей и дизелем класса Евро-5 (серая ветвь). Производство автомобильного бензина происходит одновременно по двум процессам: каталитический крекинг (красная ветвь) и каталитический реформинг (желтая ветвь). После этого полученный бензин смешивается определенным образом и сортируется по видам.

Схема процесса переработки нефти на МНПЗ

Процессы переработки и очистки нефти происходят в специальных установках, которые находятся в производственных помещениях. Контрольная информация о процессах отображается на мониторах операторов. Каждые два часа оператор лично проверяет работоспособность вверенных ему приборов.

Резервуарный парк НПЗ включает в себя несколько основных сырьевых нефтехранилищ большого объема и дополнительных (резервных), объемом чуть меньше. Поступающая на завод по нефтепроводам нефть хранится в сырьевых резервуарах, где она смешивается и отстаивается. В остальных резервуарах находятся полукомпоненты и товарная продукция.

Итак, поступившая на МНПЗ нефть отстаивается в резервуарах, смешивается и усредняется. Далее "черное золото" поступает в установку первичной подготовки нефти для обессоливания и обезвоживания. Это необходимо для устранения содержащихся в нефти реагентов, солей и воды, вызывающих коррозию. Обессоливание и обезвоживание происходит по методу электрического разрушения водо-нефтяных эмульсий. Главным элементом технологической электрообезвоживающей и электрообессоливающей установки (ЭЛОУ) является электродегидратор, в котором эмульсия разрушается под действием электрического поля напряженностью 1–3 кВ/см, создаваемом между двумя сетчатыми электродами.

Далее нефть поступает на блок атмосферно-вакуумной перегонки, в котором ее подогревают при атмосферном давлении в ректификационных колоннах и разделяют на фракции. После прохождения блока первичной переработки на выходе получаются бензин, дизель, газ и другие компоненты. В результате нагрева выделяются светлые нефтяные компоненты, которые пригодны для производства дизельного топлива. Светлые виды имеют наибольшую ценность, поэтому обработанную нефть подвергают повторной перегонке, с целью выделить оставшиеся в ней ценные продукты.

После первичной переработки часть фракций отправляется на установку каталитического риформинга. Эта установка на предварительном этапе чистит будущий бензин. Делается это с целью подготовить состав для введения катализатора, чтобы избежать его загрязнения увеличить срок службы. Катализатор необходим для изменения химического состава нефти и регулирования значения октанового числа. На выходе установки каталитического риформинга получаются бензиновые фракции для будущих марок АИ-92 и АИ-95.

Другая часть продуктов на выходе из первичной переработки нефти отправляется на установку каталитического крекинга. В процессе обработки этого блока тяжёлая нефть расщепляется и получаются дополнительно газовые фракции бензина и дизтоплива. Другими словами, одновременно на двух разных установках завода проистекают химические процессы вторичной нефтепереработки. В обоих случаях выделяются фракции: бензин, дизель и газ. Но риформинг нацелен на получение нужного октанового числа, а крекинг – на очистку от серы и других примесей. Выделенные установками виды бензина и еще несколько компонентов смешивают в определенных пропорциях для получения конечного продукта – автобензина. Весь процесс переработки нефть-бензин на МНПЗ по времени занимает около 6 часов, но с учетом организационных и профилактических работ получается около суток.

На сегодняшний день из одной тонны нефти лишь 72% превращается в ценные нефтепродукты, оставшиеся 28% классифицируются как мазут. Причем из полученных продуктов 30% —дизель, 24% — автомобильный бензин, 11% — авиационное топливо, 7% — газ.

Схема изготовления дизельного топлива

   
О ДИЗЕЛЬНОМ ТОПЛИВЕ (солярке):
 
   Что такое дизельное топливо
 
   Классификация дизельного топлива
 
   Основные марки дизельного топлива
 
   Характеристики дизтоплива
 
   Паспорта качества на солярку
 
   Производство дизельного топлива
 
   Топливные присадки к солярке
 
   Хранение дизтоплива, срок годности
 
   Нормативные документы (ГОСТы, инструкции)
 
   Печное (котельное) топливо
 
   Судовое маловязкое топливо (СМТ)
 
   Обман при продаже дизельного топлива
 
 © 2010-2019. При цитировании материалов ссылка на сайт МОСДИЗЕЛЬ.РФ обязательна info@mosdizel.ru